Наводка на мозг.

Доводилось ли вам видеть электроэнцефалограмму человека (ЭЭГ)? Она похожа на музыку. Музыка — это суть сумма звуковых колебаний. Так и ЭЭГ — сумма электрических активностей множества нейронов и глиальных клеток. Подобно оркестру, группы нейронов периодически работают синхронно. Отсюда и возникает ритмичность на ЭЭГ.

do-uE5iH63E
Так меняется ЭЭГ человека во время приступа эпилепсии.

Интересно, что тот или иной ритм мозгу можно навязать. Так происходит, например, когда ритмичное мерцание света запускает эпилептический припадок. Эпилепсия возникает тогда, когда сильная ритмическая активность неконтролируемо распространяется по всему мозгу. Поэтому и судороги распространяются по телу постепенно: например, от кисти постепенно на всю руку.

girl-535251_1920.jpg
Мерцание света за забором, мимо которого мы движемся, способно вызвать эпилептический припадок.

Многие люди, особенно подростки, не страдают эпилепсией, но испытывают неприятные ощущения, подобные эпилептической ауре, когда видят ритмичные (около 10 Гц) мерцания яркого света. Например, если ехать вечером на велосипеде, или не слишком быстро на машине, вдоль забора или ряда деревьев, то можно сполна ощутить этот эффект. В неврологии фотостимуляция иногда используется для провокации патологической активности мозга, если он к таковой склонен.

Наведение ритмов не всегда опасно. Слушая концерт любимого исполнителя мы непроизвольно начинаем настукивать ритм каблуком или пальцами. Потом замечаем, что так делают и другие, и это приятно само по себе: мы похожи,
нам нравится одно и то же. Согласно теории Стивена Митена, именно так наши далекие предки выбирали себе товарищей. На охоту нельзя идти с кем попало. Это почти как в разведку. А если вечером перед охотой поиграть музыку (хотя бы ритмично постучать — именно с этого, похоже, начиналась музыка), слушая друг друга, строя мелодию вместе, то назавтра вы уже совсем не чужие друг другу. Подробнее об этом и других эффектах музыки рассказано в моей лекции из курса эволюционной психологии.

И ещё социальный пример. Много сказано о том, как по позе человека определить, слушает ли он вас. По сути поза здесь не всегда нужна, по взгляду понятно. Допустим, не слушает. Можно как-то привлечь внимание, изменить тон… может, однако, выйти обидно. Человека уличили в том, что он был в своих мыслях. Есть более тонкие и красивые способы. Например, можно попробовать синхронизировать своё дыхание с дыханием собеседника. О том, как с точки зрения физиологии это поможет вам понять друг друга, можно догадаться по статье о диафрагме. Но есть и весьма простое объяснение: так вы сами проявляете искреннее внимание к человеку. И заодно несколько включаетесь в его эмоциональное состояние, ведь дыхание тем медленнее, чем спокойнее человек себя чувствует. Кстати, если он чувствует себя ни разу не спокойно, то можно сначала синхронизировать ритмы, а затем постепенно замедлять свой, не переставая наблюдать за реакцией собеседника. В результате можно добиться замедления и его дыхания.

Это работает даже с маленькими детьми. Только дыхание у них заметно чаще, чем у взрослых, и лучше выбрать какой-то другой ритм. Можно попробовать моргать одновременно с ребёнком. Моргают дети наоборот реже взрослых, так что и это может быть непросто. Однако некоторой синхронизации добиться можно.

Краниосакральный ритм тоже может синхронизироваться у людей. Часто он синхронизируется, например, у матери с ребёнком, и поэтому остеопаты даже начинают работу с мамы, а не с ребёнка, которого она привела, особенно если ребёнок совсем маленький. Улучшение состояния мамы, снятие её тревог — всё это очень помогает ребёнку. Иногда полечить маму и вовсе достаточно. В этом нет ничего удивительного. Состояние мамы жизненно важно для ребёнка. Всеми своими органами чувств он старательно отслеживает изменения в её состоянии, и очень тревожится, если у неё что-то не так. А если всё так, то у него всё хорошо 🙂

 

longread-button